Назад
Каталог

Использование разного вида топлива в походных условиях зимой

Топливо для зимы в походе

Раньше у путешественника был костёр. Около него собирались по вечерам, на нем готовили еду, сушили промокшую одежду. Сейчас, благодаря прогрессу, у нас появилась альтернатива. Мы можем готовить на костре, можем использовать газовые или бензиновые горелки, или можно быть поклонником щепочницы, а можно сочетать эти разные способы в разных условиях. Остановимся подробнее на разных вариантах приготовления еды в походе, сделав акцент на зимние условия.

Костер зимой

Если ваше путешествие проходит в условиях леса, где запасы дров неистощимы, то думаю, что лучше варианта для лета и не придумать. Из дополнительного снаряжения придется с собой нести разве что крючки для котелка или костровые принадлежности — кто как привык жечь костер и готовить еду на нем. Но вот зимой есть определенные трудности в этом.


Разжечь костер зимой, особенно в морозы, не так просто — дрова промерзшие и без определенных навыков быстро это не получится. Зимой дрова не соберёшь на земле, как летом. Все поваленные деревья, крупные сучья находятся под снегом. Для зимнего костра чаще всего придётся искать сухое, стоящее дерево и пилить или рубить его. А это означает, что обязательно с собой в поход нужно брать полноценную пилу и топор. Ну и заготовка дров для зимнего лагеря должна быть «капитальной», необходимо подготовить достаточное их количество, чтобы хватило на поддержание огня в течение дня и на утреннее время как минимум. Посуда, которую используют на костре покрывается слоем копоти, и она сильно пачкается.


Упаковать в рюкзак, просто сложив внутрь, не получится, нужно складывать в специальный мешок или пакет, старясь не испачкаться, а потом уже класть в рюкзак. Это тоже не всегда удобно. Отмыть даже дома ее не всегда получается. И выходит, что всегда у туриста есть как минимум два комплекта посуды — для костра и для горелки. Очень уж не хочется ставить на костер чистые котелки от горелки.

Все равно, при возможности, костер зимой это чудесно. Это постоянная возможность обогрева, просушивания мокрых вещей, быстрая готовка еды, защита от хищников, психологический комфорт.

Если рассматривать путешествие с ежедневными передвижениями и четкой ниткой маршрута, то, наверное, костер, это не очень удобно — очень уж много хлопот по заготовке дров, подготовке места для костра, разжиганию огня, пристальному вниманию для обеспечения безопасности.

Есть среди нас и суровые выживальщики, охотники, для которых ночёвка зимой без палатки — обычное дело. Они ставят навес и, понятно, что в этом случае без костра не обойтись. Стоянка такая делается на несколько дней, так как она весьма трудозатратна. И костер здесь играет главную роль.


Он, в первую очередь, источник тепла ночью. Но, конечно, таких людей не так много, кто рискнёт ночевать зимой у костра. Ещё один момент, важный при разведении костра — это необходимость учитывать, а можно ли вообще в этой местности его жечь. Зачастую в национальных парках или заказниках запрещено разведение костров. Либо это может быть пожароопасный период, в течении которого так же тщательно следят за разжиганием костров в лесной зоне либо в районе торфяных болот. Что касается последних биотопов, то тут нужно особое внимание, ведь даже потушенный костер может стать причиной возгорания и даже зимой!


Таким образом, костер вполне может служить единственным источником тепла для приготовления пищи и обогрева в зимних условиях при должных навыках, умениях и сознательном и ответственном отношении человека к пожарной безопасности.

Использование бензина зимой

Использование жидкого топлива — бензина или керосина, далеко не современный способ приготовления еды в походе. Ещё на заре развития туризма вовсю использовали керогаз, бензиновые примуса. С ними ходили в горы, в длительные экспедиции. Ведь так много районов, где дрова являются недоступным видом топлива. Поэтому бензин был выходом из этой ситуации. Да, те примуса были тяжёлыми, непростыми в эксплуатации, но надёжными и ремонтопригодными. Сейчас наступила эра горелок — всевозможных видов и модификаций. Конечно, есть эстеты, пользующиеся до сих пор ретро-примусами в походах, но это больше исключение из правил.


Итак, чем же хорош бензин для зимнего похода:

— самый важный плюс это то, что пары бензина горят при гораздо более низких температурах по сравнению с газом. Это именно та причина, благодаря которой бензин зимой более предпочтителен чем газ;

— система эксплуатации бензиновой горелки другая, нежели чем у газовой, и это даёт ей определенные преимущества. Для того чтобы ее зажечь, сначала нужно накачать давление, прогреть и лишь затем зажечь. Да, манипуляций больше, навыков требуется больше, но при минусовых температурах это даст гарантированный результат;

— использование небольших ёмкостей для топлива зимой оправдано несколькими моментами — если в большом баллоне заканчивается бензин, то скорее всего накачиваемого давления может не хватить для того, чтобы топливо начало подаваться в топливный насос. И ещё один нюанс для зимней эксплуатации бензиновой горелки, касаемый объема емкости — чем меньше он, тем больше шанс полного использования топлива, так как трубка забора будет доставать до дна. В случае с большим баллоном и, например, не строго горизонтального положения баллона, поступление остатков бензина будет невозможно.


Поэтому баллон в 500-600 мл оптимален и имеет преимущества в зимних условиях перед ёмкостью объемом в 1000 мл и больше;

— использование бензина на высоте предпочтительнее. Его физические свойства «страдают» с набором высоты меньше, чем газ. Все равно, конечно, будет другая скорость закипания, нежели чем на высоте близкой к уровню моря, но это погрешности меньшего порядка;

— всесезонное положительное качество бензина, благодаря которому он не теряет своих поклонников — это то, что бензин легко достать почти везде. Да, может не идеального качества, коптящий, но позволяющий работать горелке. Даже если в месте вашего путешествия негде купить очищенный бензин, то можно использовать и автомобильное топливо и даже спирт (правда потом скорее всего придется поменять резиновые прокладки в горелке) и вы не останетесь без горячей еды, что для зимы более чем актуально;

— ну и при длительной экспедиции, если рассчитывать расход топлива, то итоговая цифра для бензина в граммах и рублях будет существенно ниже чем для газа.


Какие недочёты в эксплуатации бензина мы можем выделить:

— большая сложность в эксплуатации самой горелки, ее устройство. Это минус правда довольно относительный, так как благодаря этому устройству ее функционирование в зимних условиях и возможно;

— при низких температурах или других неблагоприятных климатических условиях иногда оправдана готовка пищи в самой палатке или тамбуре. Но пары бензина при сгорании выделяют большее количество углекислого газа, способного переходить в угарный газ по сравнению с газом. А зачастую зимой палатка, и без того сделанная из водонепроницаемой и не дышащей ткани, покрыта льдом или влагой, что совершено затрудняет вентиляцию. Поэтому готовка в палатке на бензиновой горелке зимой неприемлема из-за соображений безопасности. Это может причинить вред здоровью и нести угрозу жизни;

— бензин обладает резким запахом и так как его транспортируют в негерметичной таре, то всегда существует риск его пролития. А разлитый бензин в рюкзаке, если не испортит все, как минимум, обеспечит своим запахом надолго.

Итак, мы видим все плюсы и минусы использования бензина зимой. Анализируем, ставим приоритеты...

Использование газа зимой

Обычно использованию газовым горелкам зимой сразу говорят «нет». Попробуем разобраться, все ли так категорично и в каких условиях газ зимой все-таки имеет место быть.

Газ в баллоне находится в сжиженном состоянии под высоким давлением. При начале использования мы начинаем снижать давление (прокол, открытие клапана) и топливо, переходя в газообразное состояние, с помощью искры, загорается. И на этом пламени мы и готовим.


Газовая смесь может состоять из трёх газов, подобранных в разных пропорциях. Именно от этого состава и процентного соотношения и зависит успех применения газа зимой. Что может входить в состав газовой смеси:

— бутан. Температура перехода в газообразное состояние около 0°С;

— изобутан. Температура кипения −12°С;

— пропан. Температура кипения −40°С.

Как это выглядит на практике?

Баллон с бутаном будет работать только при положительной температуре. Причем чем ближе к О°С, тем хуже будет горелка функционировать. Пламя будет неровным, «фыркать» и есть все шансы, что ближе к нулю градусов горелка на чисто бутановом баллоне работать не будет.

При более низких температурах если мы возьмём газовую смесь бутана и изобутана, то при температуре в диапазоне от 0 до −12°С будет испаряться только изобутан. То есть газовый баллон израсходуется только на тот процент, сколько изобутана в составе. Бутан же будет в жидком состоянии внутри ёмкости и расходоваться не будет.

Если в газовой смеси есть пропан и температура ниже минус 12, то испаряться и, как следствие, гореть, будет только он. Соответственно, остаток газовой смеси останется мирно плескаться в баллоне. И, очевидно, что ваш запланированный запас газа на маршруте может быть существенно сокращен из-за невозможности использования газа, не приспособленного гореть на холоде.
Тем не менее, мы видим, что «жизнь» на газе зимой возможна. Все зависит от состава вашей газовой смеси.

Кроме этого, существуют несколько способов увеличить температурный диапазон работы газовых баллонов зимой, но эти способы требуют уверенного владения газовым оборудованием и хорошего знания законов физики, поэтому в целях безопасности мы их описывать не будем. А обладающие нужными знаниями смогут и сами найти эти способы на просторах Интернета.

Но в походах может случиться всякое. Нештатные ситуации случаются даже на самых продуманных маршрутах. Ниже опишем совет, как можно на летнем газе при форс-мажоре приготовить еду при серьезном минусе. В основе этого метода лежит теория возможности сгорания сжиженного газа в роли жидкого топлива, то есть без перехода в газообразное состояние при испарении. Для этого необходимо баллон с газом перевернуть вниз клапаном и по возможности переместить его выше уровня горелки.


При этом на сжиженный газ будет действовать закон движения жидкости, и он будет поступать через отверстие клапана и поджигаться как горючая жидкость, а не как газ. Затем при загорании и нагревании элементов горелки, сжиженный газ уже постепенно начинает переходить в газообразное состояние и далее может функционировать как обычная баллонная смесь. Примерно такой же принцип сейчас используется у некоторых горелок по типу JetBoil, когда в них газовый баллон расположен в перевёрнутом состоянии. Такие горелки могут полноценно функционировать и при −20°С на летней смеси газа.


Интересный ещё способ для увеличения температурного диапазона использования газа придуман компанией Primus — одного из старейших производителей горелок, примусов и аксессуаров к ним.

Внутреннюю поверхность баллона с газовой смесью они проложили специальной впитывающей салфеткой. Сжиженный газ, пропитывая салфетку по всей площади, испаряется активнее, нежели чем из общего объема жидкости внутри баллона. Давление внутри ёмкости за счёт дополнительно испарения повышается, и оно позволяет газу легче выходить из баллона. Это действительно отличная идея Primus, компании, которая заслуженно носит знание авторитета в области газового и бензинового походного оборудования.


Конечно, для зимних путешествий есть специальные сезонные смеси, где нужные газы находятся в разных пропорциях. И зная приблизительные погодные условия для своего похода вы, понимая температурные значения точки испарения, можете покупать нужную смесь, для того, чтобы не остаться без горячей еды, даже если пользуетесь газом.

Для того, чтобы приобрести зимний газ, ориентируйтесь на процент содержание изобутана и пропана. Чем больше пропана, тем смесь более «морозоустойчива» и тем больше шанс полного использования смеси в баллоне. К сожалению, основываясь на опыте, могу сказать, что не все производители ответственно относятся к качеству своей продукции. И мы рекомендовали бы прежде чем закупать зимний газ для длительного путешествия, опробовать разные варианты в недлительных выходах и заранее по возможности ознакомиться с отзывами на ту или иную продукцию.

Выводы

Мы с вами проделали большую работу — исследовали и проанализировали довольно важную тему «Использование разного вида топлива в походных условиях зимой». Что прежде всего хотелось донести — что нет на этот вопрос однозначного ответа. Все зависит от многих факторов:

— температурные условия. При сильных морозах лучше использовать бензин;

— тип путешествия. Для стационарного лагеря больше подходят дрова, для длительного — бензин;

— местность, где проходит нитка маршрута. Лесистая местность легко обеспечит дровами, для гор или тундр — бензин или газ, для высокогорья — бензин;

— количественный состав группы. Для 1-2 человека газ будет оптимальней, для большой группы готовить удобней на костре или бензине.

— питание. Полноценное, горячее питание, состоящее из нескольких блюд, больше подходит для костра. Рацион из сублиматов вполне можно готовить на газу или бензине.

Рассмотренные источники топлива можно, а иногда и нужно, комбинировать. Главное понимать, что зимний поход несёт в себе массу дополнительных сложностей и ваше снаряжение и экипировка зимой должна быть максимально продуманной и знакомой вам, чтобы не создавать дополнительные трудностей в и так непростых условиях.

Запоминающихся вам походов!

×
Фильтры ×
Выберите размер ×